ОТЧЁТ о проделанной работе по противодействию коррупции в МДОУ «ДС №16»

ОТЧЁТ

о проделанной работе по противодействию коррупции

в МДОУ «ДС №16»

 

         За 2018 календарный год в ДОУ были проведены следующие мероприятия в соответствии с утверждённым планом работы :

  1. На официальном сайте ДОУ размещена информация о нормативно-правовых актах принятых в ДОУ:

- «Положение о противодействии коррупции в МДОУ «ДС №16»

- Создана рабочая группа по противодействию коррупции;

- В ДОУ разработан и принят план антикоррупционной деятельности на 2018 год

- Положение «О Кодексе этики и служебного поведения работников МДОУ «ДС №16»;

- Публичный доклад о деятельности ДОУ за 2017 год

- Результаты самообследования за 2017 год.

2. По полугодиям на управляющем Совете ДОУ происходит согласование выплат стимулирующего характера педагогическим работникам за качественное оказание муниципальной услуги, в соответствии с критериями эффективности деятельности, с утверждением листов самооценки. Данная процедура является открытой, как для родительской общественности, так и для педагогических работников.

3. Проведён опрос родителей об удовлетворённости работой ДОУ, качественным предоставлением образовательных услуг, а так же услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.

4. Изготовлены памятки для родителей: «Это важно знать», «Как вести себя при попытке вымогательства взятки?»

5. Проведена выставка рисунков воспитанников старших групп совместно с родителями на тему: «Я и мои права».

6. Обращений граждан о коррупционных действиях сотрудников не поступало.

7. Постоянно обновлялась информация на стенде «Стоп, коррупция! Это должен знать каждый»

8. Проведено мероприятие с детьми в рамках единого урока «Всероссийский день права» - 10.12.2018г.

Заведующий МДОУ «ДС №16»                                Г. М. Дроздова

План мероприятий по предупреждению незаконного сбора денежных средств с родителей (незаконных представителей ) воспитанников в МДОУ «ДС №16» на 2018 - 2019 учебный год

                                                                       Утверждаю:

                                                                   Заведующий МДОУ «ДС №16»

                                                                   __________     Г. М. Дроздова

                                                           План

мероприятий по предупреждению незаконного сбора денежных средств   с родителей (незаконных представителей ) воспитанников

в МДОУ «ДС №16» на 2018 - 2019 учебный год

 

N п/п

Мероприятия

Ответственные исполнители

Сроки исполнения

1

Разработка плана мероприятий по недопущению неправомерных сборов денежных средств с родителей (законных представителей) воспитанников

Заведующий

До 01.09.2018 г.

2

Размещение полной и объективной информации о порядке привлечения целевых взносов и пожертвований, порядке неправомерных действий по привлечению дополнительных финансовых средств в ДОУ в доступном для родителей (законных представителей) месте, а также на сайте образовательного учреждения

Заведующий

Сентябрь 2018 г.

3

Организация работы постоянно действующей «горячей линии» по вопросам незаконных денежных средств в ДОУ

Председатель профсоюзного комитета Дьякова Т. В.

Постоянно

4

Мониторинг поступающих обращений и звонков от родителей   (законных представителей) сбора денежных средств на «горячую линию» ДОУ

Председатель профсоюзного комитета Дьякова Т. В.        

Постоянно

5

Родительские собрания по разъяснению родителям (законным представителям) порядка привлечения и расходования добровольных пожертвований целевых взносов физических и юридических лиц.

Воспитатели всех возрастных групп

Постоянно

6

Мероприятия по своевременному уведомлению работодателя и правоохранительных органов о фактах склонения работников образования   (или ) родителей к совершению коррупционных правонарушений

Старший воспитатель

Постоянно

7

Проведение анонимного анкетирования родителей   на предмет выявления фактов нарушений порядка привлечения и расходования добровольных пожертвований и целевых взносов физических лиц.

Старший воспитатель

Сентябрь

     2018 г.

8

Размещение на сайте учреждения телефонов «горячих линий», адресов, электронных приемных (в том числе правоохранительных и надзорных органов), которыми могут воспользоваться родители в случаях, когда действия руководителей и других работников учреждения нарушают их права и законные интересы.

Воспитатель Гончарова Е. В.

Сентябрь 2018 г.

Заведующий М ДОУ «ДС №16»                               Г. М. Дроздова

План мероприятий по профилактике коррупционных мероприятий на 2019 год в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №16»

Приложение к приказу

от _09.01.2019_ № _13

План мероприятий по профилактике коррупционных мероприятий на 2019 год

в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №16»

 

№ п/п

Мероприятие

Исполнитель

Срок выполнения

1. Меры, направленные на улучшение управления в социально-экономической сфере и   по совершенствованию управления в целях предупреждения коррупции

 

1.1.

Внедрение и обеспечение действующего функционирования единой системы документооборота, позволяющей осуществлять ведение учета и контроля исполнения документов

Заведующий

постоянно

 

1.2

Формирование пакета документов по действующему законодательству, необходимого для организации работы по предупреждению коррупционных проявлений ДОУ

Заведующий

постоянно

 

1.3

Информационное взаимодействие ДОУ с подразделениями правоохранительных органов, занимающихся вопросами противодействия коррупции.

Заведующий

постоянно

 

1.4

Обеспечение систематического контроля за выполнением требований, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 

При размещении заказа

 

1.5

Контроль за целевым использованием бюджетных средств в соответствии с муниципальным

контрактами

Заведующий

При исполнении контракта

 

1.6.

Организация систематического контроля за выполнением актов выполненных работ по проведению ремонтных работ в ДОУ.

Заведующий

постоянно

 

1.7

Организация контроля, в том числе и общественного, финансово-хозяйственной деятельностью ДОУ.

Заведующий

постоянно

 

2. Разработка системы мер, направленных на совершенствование осуществления руководства

 

2.1

Проведение оценки должностных обязанностей педагогических работников, исполнение которых в наибольшей мере подвержено риску коррупционных проявлений

Заведующий

постоянно

2.2

Усиление персональной ответственности педагогических работников за неправомерно принятые решения в рамках служебных полномочий и за другие проявления бюрократизма

Заведующий

постоянно

2.3

Рассмотрение вопросов исполнения законодательства о борьбе с коррупцией на педагогических советах. Приглашение на совещания работников правоохранительных органов и прокуратуры

Заведующий

постоянно

2.4

Привлечение к дисциплинарной ответственности педагогических работников, не принимающих должных мер по обеспечению исполнения антикоррупционного законодательства.

Заведующий

постоянно

2.5

Назначение на   вакантные должности в соответствии с штатным расписанием

Заведующий

постоянно

2.6

Контроль за адекватностью материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы сотрудников ДОУ.

Заведующий

постоянно

2.7

Реализация системы взаимодействия средств массовой информации с ДОУ , исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность работников ДОУ.

Заведующий

постоянно

2.8

Формирование единой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей межведомственное электронное взаимодействие органов исполнительной власти Благодарненского городского округа, управления образования и молодежной политики и ДОУ, исключение проявления коррупционных рисков при рассмотрении обращений граждан и организаций

Заведующий

постоянно

2.9

Размещение на информационных стендах и сайте в сети Интернет детского сада информации о телефоне доверия министерства образования Ставропольского края для приема сообщений о фактах коррупционных проявлений, наличия плана мероприятий по противодействию коррупции, лица, ответственного за противодействие коррупции

Заведующий

постоянно

2.10

Обеспечение доступа населения района к информации о деятельности ДОУ в соответствии с требованиями Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» . Ведение информационных стендов и информационное обеспечение на официальном сайте ДОУ в сети Интернет разделов для посетителей с извлечениями из нормативно- правовых актов сведений о структуре ДОУ, ее функциях и задачах, реализуемых программах, о основных мероприятиях, планах работы и т.п.

        Заведующий

постоянно

2.11

Проведение разъяснительной работы с сотрудниками ДОУ запретов и ограничений, а также по исполнению обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

Заведующий

постоянно

2.12

Проведение разъяснительной работы с сотрудниками ДОУ о недопустимости принятия подарков в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей

Заведующий

постоянно

2.13

Проведение расследования по каждому случаю несоблюдения ограничений, запретов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, нарушений ограничений, касающихся получения подарков, и порядка сдачи подарка проверок в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и применение соответствующих мер юридической ответственности

Заведующий

постоянно

2.14

Проведение разъяснительной работы с сотрудникам детского сада по положениям законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции¸ в том числе об установлении наказания за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве в виде штрафов, кратных сумме коммерческого подкупа или взятки, об увольнении в связи с утратой доверия, о порядке проверки сведений, представляемых указанными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции

Заведующий

постоянно

2.15

Проведение разъяснительной работы с сотрудниками ДОУ о недопущении поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

Заведующий

постоянно

2.16

Размещение на сайте ДОУ нормативно-правовых актов, инструктивно-методических и иных материалов по антикоррупционной тематике

Заведующий

постоянно

3. Меры, направленные на повышение профессионального уровня кадров и правовое просвещение

 

3.1

Системная организация и проведение мероприятий этического характера среди работников ДОУ: организация семинара для работников ДОУ по этическому просвещению. тематике

Заведующий

постоянно

3.2

Организация антикоррупционного образования в ДОУ. Обучение на   дистанционных курсах и вебинарах "Организация антикорупционного образования в образовательных учреждениях", "Ответственность физических и юридических лиц за коорупционные нарушения"

Заведующий

В течение года

.3.3

Организация работы по формированию нетерпимого отношения к проявлениям коррупции .

Организация и проведение Недели правовых знаний с целью повышение уровня правосознания и правовой культуры:

  • книжная выставка «Права человека»
  • правовой всеобуч «Час правовых знаний для родителей»

родительские собрания «Коррупция недопустима»

Воспитатели

В течение года

3.4

Применение инструктивно-методических рекомендаций по организации антикоррупционной работы в ДОУ

Заведующий

1 квартал 2019 года

3.5

Организация и проведение 9 декабря, в день Международного дня борьбы с коррупцией,

мероприятий:

  • оформление стендов в детском саду;
  • проведение родительских собраний на тему «Защита законных

интересов несовершеннолетних от угроз, связанных с коррупцией».

  • обсуждение проблемы коррупции среди работников ДОУ
  • анализ исполнения Плана мероприятий противодействия коррупции в ДОУ

Воспитатели

постоянно

4. Меры, направленные на выявление случаев коррупционных проявлений

 

4.1

Усиление внутреннего контроля деятельности сотрудников ДОУ.

Заведующий

постоянно

4.2

Обеспечение реализации обязанности сотрудников ДОУ сообщать о ставших им известными в связи с исполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также осуществление проверки таких сведений

Заведующий

постоянно

4.3

Проведение служебных расследований случаев коррупционных проявлений в ДОУ.

Заведующий

постоянно

4.4

Доведение информации о выявленных случаях коррупции до правоохранительных органов

Заведующий

постоянно

4.5

Создание системы взаимодействия с подразделениями правоохранительных органов, занимающихся вопросами противодействия коррупции

Заведующий

постоянно

4.6

Осуществление приема и регистрации уведомлений работодателя о ставших им известными в связи с исполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений, а также осуществление проверки таких сведений

Заведующий

постоянно

4.7

Осуществление совместно со средствами массовой информации мониторинга публикаций в средствах массовой информации о фактах коррупции в сфере образования.

Старший воспитатель

постоянно

4.9

Проверка достоверности и полноты сведений, представляемых:

- лицами, поступающими на должности руководителей муниципальных учреждений (при поступлении на работу);

- руководителями муниципальных образовательных учреждений (ежегодно) о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей

 

После принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации, Ставропольского края и органов местного самоуправления

5. Меры, направленные на обеспечение открытости и доступности населения деятельности

МДОУ «ДС № 16», укрепление связи с гражданским обществом, стимулирование антикоррупционной активности общественности

 

5.1

Использование телефона «горячей линии» и прямых телефонных линий с руководством управления образования, детского сада в целях выявления фактов вымогательства, взяточничества и других проявлений коррупции, а также для более активного привлечения общественности к борьбе с данными правонарушениями. Организация личного приема граждан администрацией ДОУ.

Заведующий

постоянно

5.2

Обеспечение наличия в ДОУ Журнала учета мероприятий по контролю.

Заведующий

постоянно

5.3

Активизация работы по организации ( Администрация Благодарненского городского округа, управление образованияи молодежной политики Благодарненского городского округа ), обеспечивающих общественно-государственный характер управления, обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе по участию в принятии решения о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда,

Заведующий

постоянно

5.4

Оказание содействия средствам массовой информации в широком освещении мер, принимаемых по противодействию коррупции

Старший воспитатель

Постоянно

5.5.

Размещение в СМИ (при имеющейся возможности), в сети Интернет публичного отчета заведующего ДОУ об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности

Старший воспитатель

постоянно

5.6

Осуществление экспертизы обращений граждан, в том числе повторных, с точки зрения наличия сведений о фактах коррупции и проверки наличия фактов, указанных в обращениях. Организация работы по проведению мониторинга информации, содержащейся в поступающих обращениях граждан и юридических лиц; выделение в обособленную категорию обращений граждан с пометкой «Антикоррупционный вопрос»

Заведующий

постоянно

5.7

Обеспечение эффективного функционирования постоянно действующих каналов связи руководства ДОУ с населением (телефонные линии, Интернет-приемные для обращения граждан о злоупотреблениях сотрудников ДОу и другие каналы связи). Определение порядка обработки поступающих сообщений о коррупционных проявлениях, в том числе направление ОМВД Благодарненского городского округа для проведения проверки и принятия процессуального решения

Заведующий

постоянно

5.8

Соблюдение при размещении заказов для муниципальных нужд законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих размещение заказов для муниципальных нужд, обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд

Заведующий

постоянно

5.9

Оказание содействия формированию и ведению Единого реестра закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг на сумму, не превышающую предельного размера расчетов наличными деньгами Российской Федерации

Заведующий.

постоянно

5.10

Организация и проведение социологического исследования среди родителей , посвященное отношению к коррупции («Удовлетворенность потребителей услуг качеством общего образования»).

Заведующий.

постоянно

5.11

Создание единой системы муниципальной оценки качества образования с использованием процедур:

  • аттестация педагогических кадров;
  • независимая экспертиза оценки качества образования;
  • статистические наблюдения;
  • самоанализ деятельности ДОУ;
  • экспертиза инноваций, проектов образовательных и учебных программ, инновационного опыта педагогов;
  • создание системы информирования управления образования, общественности, СМИ о качестве образования в ДОУ;

Создание единой системы критериев оценки качества образования (результаты, процессы, условия)

Заведующий

постоянно

5.12

Постоянное информирование граждан об их правах на получение образования

Заведующий

постоянно

5.13

Усиление контроля за недопущением фактов неправомерного взимания денежных средств с родителей (законных представителей) в ДОУ.

Заведующий

постоянно

5.14

Усиление контроля за обоснованностью предоставления и расходования безвозмездной (спонсорской, благотворительной) помощи в ДОУ.

Заведующий

постоянно

    1. Совершенствование деятельности заведующего МДОУ «ДС № 16»
 

6.1.

Обеспечение соблюдения порядка осуществления административных процедур по приему и рассмотрению обращений граждан. Рассмотрение в установленные сроки обращений граждан.

Осуществление экспертизы жалоб и обращений граждан, поступающих через системы общего пользования (почтовый, электронный адреса, телефон) на действия (бездействия) работников ДОУ с точки зрения наличия сведений о фактах коррупции и организации их проверки

Заведующий

 

постоянно

 

 

 

6.2.

Совершенствование механизма приема и расстановки кадров с целью отбора наиболее квалифицированных специалистов, особенно на   должность с материальной ответственностью, проверка сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение вакантных должностей в ДОУ.

Заведующий

постоянно

 

 

 

7. Иные меры по противодействию коррупции

 

 

 

7.1

Первичный анализ проектов нормативных правовых актов и действующих нормативных правовых актов на предмет наличия коррупциогенных факторов

Заведующий

постоянно

7.2.

Составление плана по противодействию коррупции в ДОУ на период до 2019 года, в том числе по противодействию бытовой коррупции

Заведующий.

1 февраля 2019 года

7.3

Осуществление контроля за исполнением мероприятий плана, указанного в пункте 7,2 . Обеспечение достижения конкретных результатов, на которые нацелены мероприятий указанных планов.

Представление информации о реализации настоящего плана и планов мероприятий, указанных в пункте 7.2 настоящего плана ежеквартально.

Заведующий.

Ежеквартально до 25 числа последнего месяца отчетного квартала

7.4

Формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции со стороны работников ДОУ

Заведующий.

постоянно

                 

ПЛАН работы комиссии по противодействию коррупции МДОУ «ДС № 16» на 2019 год

                                                                         Утверждаю:

                                                                   Заведующий МДОУ «ДС №16»

                                                                   __________      Г. М. Дроздова

 

ПЛАН
работы комиссии по противодействию коррупции

МДОУ «ДС № 16» на 2019 год

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок реализации мероприятия

Исполнитель

Примечание

1

Мониторинг изменений действующего законодательства в области противодействия коррупции

1 квартал

Председатель комиссии

Секретарь комиссии

 

2

Анализ деятельности работников ДОУ, на которых возложены обязанности по профилактике коррупционных и иных правонарушений

ежеквартально

Председатель комиссии

Секретарь комиссии

 

3

Отчет о реализации плана по противодействию коррупции в ДОУ

по итогам полугодия до 3.07.2019, по итогам года до 14.01.2020

Председатель комиссии

Секретарь комиссии

 

4

Проведение заседаний комиссии по противодействию коррупции

ежеквартально

Председатель комиссии

Секретарь комиссии

 

5

Анализ деятельности учреждения в целях выявления причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции, созданию административных барьеров, в том числе на основании обращений граждан и информации, распространенной в средствах массовой информации.

постоянно

Председатель комиссии

Секретарь комиссии

 

6

Анализ результатов мониторинга уровня коррупции в учреждении на основании результатов   мониторинга в администрации Благодарненского городского округа и разработка предложений по результатам мониторинга.

4 квартал

Председатель комиссии

Секретарь комиссии

 

7

Размещение на официальном сайте учреждения и на стенде материалов по работе комиссии по противодействию коррупции.

постоянно

Председатель комиссии

Секретарь комиссии

 

8

Информирование членов комиссии по противодействию коррупции об изменениях в антикоррупционном законодательстве РФ, Ставропольского края, муниципальных правовых актов

постоянно

Председатель комиссии, секретарь комиссии

 

9

Организация проведения обучающих семинаров с работниками учреждения по вопросам противодействия коррупции

3 квартал 2018 года

Председатель комиссии, секретарь комиссии

 

10

Рассмотрение результатов работы комиссии по противодействию коррупции за 2019 год.

4 квартал

Председатель комиссии

Секретарь комиссии

 

11

Утверждение плана работы комиссии по противодействию коррупции на 2020 год

4 квартал

Председатель комиссии

Секретарь комиссии

 

Заведующий МДОУ «ДС № 16»                                               Г. М. Дроздова

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 ФЗ "О противодействии коррупции"

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ"

25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ

Принят
Государственной Думой
19 декабря 2008 года

Одобрен
Советом Федерации
22 декабря 2008 года

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции

1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:
1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;
2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;
3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;
4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;
5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.
2. Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции

1. Президент Российской Федерации:
1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;
2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.
2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.
3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.
4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее - органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

Статья 6. Меры по профилактике коррупции

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
8) обеспечение независимости средств массовой информации;
9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Статья 8. Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

1. Гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые государственными и муниципальными служащими в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.
3. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей для установления либо определения его платежеспособности и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.
4. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих могут предоставляться для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
6. Проверка достоверности и полноты указанных в части 1 настоящей статьи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
7. Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу.
8. Невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Федеральными законами о видах государственной службы, а также о муниципальной службе для государственного или муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения.

Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений

1. Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
2. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.
3. Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем).

Статья 10. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе

1. Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
2. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе

1. Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
2. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
3. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6. В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора

1. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.
3. Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.
4. Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Закон прост: До принятия нормативных правовых актов положения ч.4 ст. 12 не применяются - Письмо Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2009 N 3854-17
5. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения

1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

1. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
3. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Москва, Кремль

25 декабря 2008 года

N 273-ФЗ