Письмо Минобразования РФ

 

Письмо Минобразования РФ "Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста воспитывающихся в семье" от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03

Журнал "Управление ДОУ" №5/2004

Письмо Минобразования РФ "Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста воспитывающихся в семье"

от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03

1. Настоящие Требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье, разработаны с целью оказания помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования (далее — игрушки и материалы) для детей с учетом их возраста и интересов. Требования адресуются также воспитателям, заведующим дошкольными образовательными учреждениями для организации работы с семьей.
2. Игрушки и материалы, которые приобретаются для ребенка, должны быть безопасными для их физического здоровья и отвечать требованиям Госстандарта России и Госсанэпиднадзора России.
2.1. При покупке игрушек и материалов необходимо обязательно убедиться в наличии:
— сертификата соответствия, выданного службами Госстандарта России;
— санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Госсанэпиднадзором России.
2.2. Недопустимо приобретать игрушки и материалы у случайных людей и в несанкционированных торговых точках.
2.3. Необходимо учитывать возрастную адресованность игрушек и материалов.
2.4. Вновь приобретенные игрушки и материалы перед использованием детьми необходимо вымыть с мылом и ополоснуть водой (игрушки, с которых смывается краска, нельзя давать детям; мягкие игрушки очень сложны в обработке, поэтому детям в возрасте до одного года они не рекомендуются).

3. Игрушки и материалы должны обеспечивать психическую безопасность ребенка. Они не должны:
3.1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия, безнравственные поступки, насилие.
3.2. Вызывать проявления жестокости по отношению к сверстникам, взрослым, животным, а также персонажам игры.
3.3. Порождать отрицательные эмоции, проявление страха, неуверенности, беспокойства.
3.4. Вызывать преждевременный интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.
3.5. Провоцировать пренебрежительное, негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
4. Игрушки и материалы должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка и иметь следующие качества:
— полифункциональность (возможность гибкого вариативного использования в разных игровых ситуациях, а также в соответствии с игровым сюжетом и замыслом ребенка);
— дидактическую ценность (возможность использования в качестве средства обучения детей);
— эстетическую направленность (для художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусства);
— соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребенка.
5. Создание игровой зоны для ребенка в семье.
5.1. Для игровой зоны ребенка необходимо отвести определенное место, которое должно отвечать педагогическим, эстетическим, гигиеническим требованиям.
5.2. Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено.
5.3. В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка игрушек и материалов.
5.4. Игрушки и материалы, размещенные на открытых местах (полках, витринах и т.д.), должны создавать приятную для глаз цветовую гамму без избытка ярких, «кричащих» тонов.
5.5. В игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для различных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной.
5.5.1. Для игровой деятельности необходимы:
— сюжетные игры и игрушки;

— игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей);
— игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы);
— различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков);
—игры с правилами;
— мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т.д. — на физическую компетенцию;
— детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т.п. - на умственную компетенцию;
— настольные игры типа «гусек» и «лото» — на удачу (шансовые).
5.5.2. Для развития познавательно-исследовательской деятельности необходимы дидактические (обучающие) или развивающие игры и игрушки.
К ним относятся:
— пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головоломки и др.;
— настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению: разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов;
— материалы для простейшего экспериментирования: металлические деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться со свойствами материалов предметов, узнать, что тонет, что плавает и т.д.
Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна осуществляться только со взрослыми людьми.
5.5.3. К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация и конструирование. Для развития этих видов деятельности необходимо иметь краски, бумагу, пластилин, ножницы (с тупыми концами) и др.
Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.
5.5.4. Для двигательной способности ребенка необходимо иметь следующие предметы:
— мячи, обруч, скакалку, серсо, кольцеброс — для развития быстроты двигательных реакций;
— набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и др. — для развития координации и ловкости;
— различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шари¬ки для захвата пальцами ног) — для укрепления стопы и профилактики плоскостопия;

— эспандеры, гимнастические палки и др. — для формирования правильной осанки ребенка.
При наличии «стационарного» оборудования (гимнастических стенок, колец, канатов) необходимо иметь гимнастический мат для предупреждения травматизма детей.
6. При создании развивающей среды в семье необходимо предусмотреть место для хранения дополнительного материала (различных безопасных шнуров, резиновых трубочек, палочек, пластиковых бутылок шишек, камешков, которые можно широко использовать в играх с детьми, например, шнур можно использовать для «заправки» автотранспорта, шишки и камешки — для игры в «магазин» и т.д.).
7. Развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться. Игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, могут на время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровую зону.
8. Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте. Необходимо приучить ребенка убирать их на свои места после игр и занятий.
9. Взрослым очень важно поддерживать игры детей и по возможности принимать в них участие.