ФГОС цели и задачи

Тема: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: цели, задачи, принципы, содержание, требования к условиям и результатам.

                                  

                                                           План.

ФГОС ДО – ориентир развития системы дошкольного образования РФ:

-основные понятия: дошкольное образование, стандарт, содержание образовательная нагрузка;

- методологическая и теоретическая основа ФГОС ДО;

- цели и задачи ФГОС ДО;

-функции ФГОС ДО:

- предмет регулирования ФГОС ДО;

-назначение ФГОС ДО;

-совокупность требований ФГОС ДО;

- требования к структуре ООП ДО.

Составные части ФГОС: общие положения, требования к структуре, условиям и результатам освоения ООП ДО.

Литература.

Приложения – презентация.

        Новый статус дошкольного образования  федеральном законе РФ. Общие положения  ФГОС. возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации ООП ДО.

Социально-культурные, общественно-государственные ожидания уровня дошкольного образования. Ориентир для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности. Учет особых образовательных потребностей отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации. основные принципы ФГОС : поддержки разнообразия детства;            сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; полноценного проживания ребёнком всех этапов  дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей и др.

Цели ФГОС: обеспечение государством - равенства возможностей для

каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

•   государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

•     сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Задачи ФГОС: охрана и укрепления физического и психического здоровья

детей (в том числе их эмоционального благополучия);

•   сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

  • формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
  • разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
  • объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;
  • подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций.

•         обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

ФГОС - основа для: разработки и реализации  общеобразовательных программ дошкольного образования (далее - Примерные программы);

•      формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;

Основная образовательная программа дошкольного образования определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.

Создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Создание  образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка.

Условия социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности , соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.

Программа реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации. Стандарт - ориентир для независимой оценки качества дошкольного образования устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе: к структуре Программы; условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;

•   к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

 ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.определяет  содержание организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования и обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей и направлена на решение задач Стандарта, указанных в п. 5 его Общих положений. Действия групп в одной Организации на основе различных Программ.

  1. Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:
  • коммуникативно-личностное развитие;
  • познавательно-речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.
  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • характер взаимодействия со взрослыми;
  • характер взаимодействия с другими детьми;
  • система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

4.      Содержание Программы отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:

5.     Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса с точки зрения реализации требований Стандарта.

          Комплексность подхода Обязательной части Программы, развитие воспитанников во всех четырёх взаимодополняющих образовательных направлениях  (в соответствии с п. 3 настоящих Требований к структуре Программы).

Разработанные   или  выбранные участниками образовательного процессса парциальные[1]программы, методики, формы организации образовательной работы  раздела  «Программа, формируемая участниками образовательного процесса» .

6.     Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, - не более 40%.

7. избирание авторами Программы Порядка изложения и принципы внутреннего структурирования всех разделов с учётом предложенной структуры основной образовательной программы, которая включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

-     Требования к разделам основной образовательной программы -Целевой раздел основной образовательной программы

Содержательный раздел основной образовательной программы

Обязательная часть основной образовательной программы направлена на решение задач становления первичной ценностной ориентации и социализации:

Решение задач развития детей в четырёх образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и области физического развития - должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, элементарной трудовой деятельности, изобразительной,  музыкальной

Содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений:о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях и др); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии культур стран и народов мира.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, ориентирована на: специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

-    поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы;

-    сложившиеся традиции Организации (группы) иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов (далее - детьми с ОВЗ).

Данный раздел оформляется в виде одной или нескольких адаптированных образовательных программ, рассмотрен механизм адаптации Программы для детей с ОВЗ и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

-    освоение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов, осваивающих Программу в группах и Организациях комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Организационный раздел основной образовательной программы Организационный раздел Программы должен включать:

-    характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;

-    особенности работы в четырёх основных образовательных областях в разных видах деятельности и/или культурных практиках;

-    особенности организации предметно-пространственной развивающей

среды;

-    характеристику основных принципов, методов и/или технологий реализации Программы, в том числе связанных с обеспечением адаптации детей в Организации (группе);

-    способы и направления поддержки детской инициативы;

- особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

8.  Обязательная часть Программы, представлена  в соответствии с п. 7 настоящих Требований к структуре Программы. В противном случае обязательная часть Программы оформляется в виде ссылки на соответствующую Примерную программу.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.

9.  Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей воспитанников и доступна для ознакомления.

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Результатом реализации указанных требований должно быть создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая создаёт  условия  для  развивающего   вариативного  дошкольного образования;

    обеспечивает его открытость и мотивирующий характер.

Условия реализации Программы обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, а именно в сферах коммуникативно-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и физического развития на фоне их эмоционального и морально-нравственного благополучия, положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс и др.

2 получения   без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ организации инклюзивного образования детей с ОВЗ, исключение перегрузок педагогов.

3/ оценка развития детей, его динамики, проводится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики[2] (или мониторинга) с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:

•    индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

•  оптимизации работы с группой детей.

5. Предельная наполняемость групп устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Наполняемость конкретной группы определяется с учётом возраста детей, их состояния здоровья, специфики образовательной программы, профессионализма педагогического персонала образовательной организации.

Предельная наполняемость групп, включающих детей с ОВЗ и детей- инвалидов, в том числе в группах компенсирующей и комбинированной направленности,        устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

6. У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка посредством:

•    создания позитивного психологического и морально-нравственного климата в группе; создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья;

  • проявления чуткости к интересам и возможностям детей;
  • непосредственного общения с каждым ребёнком;
  1. организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
  2. построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности, которое должно обеспечить:

•      недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

•  широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое время и пространство и используя ресурсы полифункциональной и трансформируемой предметной образовательной

среды;

  • условия для овладения культурными средствами деятельности, находящимися в зоне ближайшего развития детей;
  • организацию видов деятельности, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества;
  • консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам инклюзивного образования в случае его организации;
  • организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе в плане взаимодействия с социумом.

4)      открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников:

•   непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

•   взаимодействие с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи.

7.      В Организации, реализующей Программу, должны быть созданы условия для:повышения квалификации педагогических и руководящих работников (в том числе по их выбору) и их профессионального развития;

8.      Организация создаёт условия для медицинского сопровождения детей в целях охраны и укрепления их здоровья.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ, с детьми-инвалидами, осваивающими Программу совместно с другими воспитанниками в группах комбинированной направленности  должна учитывать индивидуальную программу реабилитации инвалида.

9.      Организация должна создавать возможности:

•     для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный процесс, а также широкой общественности;

•  для педагогов по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;

•     для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с реализацией Программы.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде

  1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
  2. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
  3. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

•     реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;

  • в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
  • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
  • наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;
  • свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

•  возможность самовыражения детей.

2)     Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3)     Полифункциональность материалов предполагает:

•  возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и

т. д.;

•       наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том

числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4)     Вариативность среды предполагает:

5)     Доступность среды предполагает:

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

  1. Организация должна быть укомплектована квалифицированными кадрами. Реализация Программы осуществляется:
  2. воспитателями в течение всего времени пребывания воспитанников в Организации. Каждая группа должна непрерывно сопровождаться воспитателем или другим педагогом;
  3. иными педагогическими работниками1, соответствующие должности для которых устанавливаются Организацией самостоятельно в зависимости от содержания Программы;
  4. в создании условий, необходимых для реализации образовательной программы, принимают участие помощники воспитателя и другие работники.

16.   Реализация Программы требует от Организации осуществления управления образовательной деятельностью, методического обеспечения реализации Программы, ведения бухгалтерского учёта, финансово- хозяйственной и хозяйственной деятельности, необходимого медицинского

сопровождения. Для решения этих задач привлекается соответствующий квалифицированный персонал в качестве сотрудников Организации и/или заключаются договора с организациями, предоставляющими соответствующие услуги.

17.   Реализация программы ИП осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и Требованиями настоящего Стандарта.

Требования к материально-техническим условиям реализации  ООП  ДО

18.   Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:

1)     требования, определяемые в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами, в том числе:

•  к зданиям (помещениям) и участкам Организации (группы);

  • к водоснабжению, канализации, отоплению и вентиляции зданий (помещения) Организации (группы);
  • к набору и площадям образовательных помещений, их отделке и оборудованию;
  • к искусственному и естественному освещению образовательных помещений;
    • к санитарному состоянию и содержанию помещений;
    • к оснащению помещений для качественного питания воспитанников;
  1. требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
  2. оснащённость помещений для работы медицинского персонала в Организации.
  3. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования[3].
  4. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития воспитанников и видов Организации, реализующей Программу.
    1. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том

Требования к финансовым условиям реализации ООП ДО

19.   Финансовые условия реализации Программы должны:

•   обеспечивать Организации возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы;

•   обеспечивать реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая вариативность индивидуальных траекторий развития воспитанников;

•     отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования.

20.    Объём финансового обеспечения реализации Программы определяется исходя из Требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования данного Стандарта с учётом направленности Программы, категории воспитанников, вида Организации, форм обучения и иных особенностей образовательного процесса и должен быть достаточным и необходимым для осуществления Организацией расходов:

•  на оплату труда работников, реализующих Программу;

•  на средства обучения, соответствующие материалы, в том числе расходные, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет;

• связанных с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности;

•  иных, связанных с реализацией Программы.

21.    Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и негосударственных организациях осуществляется на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом.

При осуществлении финансового обеспечения реализации Программы в негосударственных организациях посредством предоставления субсидий на возмещение затрат соответствующие нормативы финансирования не включают расходы на содержание недвижимого имущества и коммунальные расходы.

22.    Финансовое обеспечение реализации Программы в государственных и муниципальных организациях осуществляется с учётом распределения полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования между региональными и местными уровнями власти.

23.    Финансовое обеспечение реализации Программы бюджетного и/или автономного образовательного учреждения осуществляется исходя из стоимости услуг на основе государственного (муниципального) задания учредителя на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации Программы в соответствии с требованиями Стандарта по каждому виду и направленности образовательных программ с учётом форм обучения в соответствии с ведомственным перечнем услуг..

24.    При составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг по реализации   Программы,   составлении   бюджетной   сметы   казённого учреждения, а также для определения объёма субсидий на выполнение муниципальных заданий бюджетным и /или автономным учреждением должны учитываться нормативы финансирования, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми местным бюджетам предоставляются субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.

25. Государственное (муниципальное) задание учредителя на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации Программы должно обеспечивать соответствие показателей объёмов и качества предоставляемых образовательными учреждениями данных услуг размерам средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляемых на эти цели.

Показатели, характеризующие выполнение государственного (муниципального) задания учредителя на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации Программы, должны учитывать требования Стандарта к условиям реализации Программы.

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных
аттестаций и итоговой аттестации воспитанников
.

4.              Настоящие требования являются ориентирами для:

-учредителей Организаций для построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ;

-педагогов и администрации Организаций для решения задач:

- - формирования Программы;

-анализа своей профессиональной деятельности;

- взаимодействия с семьями воспитанников;

авторов образовательных программ дошкольного образования;

  • исследователей при формировании исследовательских программ для изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
  • родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 8 лет для их информированности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ;
    • широкой общественности.
    • аттестацию педагогических кадров;
    • оценку качества образования;
  • оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
  • оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
  • распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
  • творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

5.              Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием
при решении управленческих задач
, включая:

 

6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

•  ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

•     ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

•     у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

•   ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

• ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

7.        Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

  1. В случае если Программа не охватывает старший дошкольный возраст, то данные Требования должны рассматриваться как долгосрочные ориентиры, а непосредственные целевые ориентиры освоения Программы воспитанниками - как создающие предпосылки для их реализации.
  2. Освоение основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников.