Положение об адаптированной программе МДОУ "ДС №16"

 

СОГЛАСОВАНО:                                                                 УТВЕРЖДЕНО:

Рассмотрено на педагогическом совете                               Приказ от 31.08.2018 № 87

от 31.08.2018 г. №1                               :                               Заведующий МДОУ «ДС №16»

                                                                                                     ___________      Г.М.Дроздова

ПОЛОЖЕНИЕ

об адаптированной программе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16» по модели «частичная интеграция ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников».

 

 

  1. I.Общие положения

 

     1.1.Настоящее положение разработано в соответствии с пунктом 27 ст.2,

часть 3 ст.55 Федерального закона "Об образовании в Российской

Федерации", Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной

защите инвалидов в Российской Федерации», образовательной программы.

     1.2.Настоящее Положение регулирует деятельность муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16» , (далее ДОУ), реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, по организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) по модели «частичная интеграция ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников» (группа общеразвивающей направленности).

       1.3.Дети с ОВЗ – это дети, у которых имеются психические и (или физические нарушения в развитии, подтвержденные в установленном

порядке.

В состав данной категории входят:

ü дети с нарушениями слуха,

ü дети с нарушениями зрения,

ü дети с тяжелым нарушением речи,

ü дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи,

ü дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

ü дети с задержкой психического развития,

ü дети с нарушениями интеллектуального развития,

ü дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы,

ü дети с аутизмом,

ü дети с комплексными (сложными) нарушениями развития,

ü дети с иными ограниченными возможностями здоровья.

   1.4.В рамках модели «частичная интеграция ребѐнка с ограниченными

возможностями здоровья в функционирующей группе нормально

развивающихся сверстников» оказание образовательных услуг детям с ОВЗ

осуществляется в функционирующей группе ДОУ и предусматривает

частичное включение ребѐнка в образовательный процесс ДОУ.

Цель организации инклюзивного образования детей с ОВЗ по данной модели

- обеспечение права детей с ОВЗ в возрасте от 2 лет до 7 лет на

качественное и доступное образование по полной общеобразовательной или

индивидуальной программе, обеспечение социальной адаптации и

интеграции детей с ОВЗ в новую социальную среду, осуществление

коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников

с учѐтом индивидуальных возможностей и личностных особенностей

ребѐнка, обеспечение условий для совместного воспитания детей с разными

образовательными возможностями.

Задачи:

  • обеспечение условий для социальной адаптации детей,
  • интеграция детей с ОВЗ в единое образовательное пространство,
  • сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей,
  • формирование общей культуры, осуществление познавательно-речевого,
  • обеспечение коррекции отклонений в физическом и психическом
  • формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций,
  • взаимодействие с семьѐй для обеспечения полноценного развития
  • создание современной развивающей образовательной среды, комфортной
  • защищать законные права ребенка;
  • обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации ДОУ.
  • на уважение человеческого достоинства;
  • на моральное поощрение за успехи;

социально-личностного, художественно-эстетического и физического

развития детей в соответствии с основной общеобразовательной

программой ДОУ (по полной общеобразовательной или индивидуальной

программе) с учѐтом психофизических особенностей и возможностей

ребѐнка,

развитии воспитанников с учѐтом индивидуальных возможностей и

личностных особенностей ребѐнка,

обеспечивающих социальную успешность,

ребѐнка,

как для детей с ОВЗ, так и для нормально развивающихся детей,

родителей и педагогического коллектива.

 

II. Организация инклюзивного образования детей по модели

«частичная интеграция ребѐнка с ограниченными возможностями

здоровья в функционирующей группе нормально развивающихся

сверстников».

 

2.1.Инклюзивное образование детей с ОВЗ по модели «частичная интеграция

ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья в функционирующей

группе нормально развивающихся сверстников» организуется с согласия

родителей (законных представителей).

2.2.Приѐм детей с ОВЗ в функционирующую группу осуществляется на

основании письменного заявления родителей (законных представителей) на

имя заведующего ДОУ, медицинского заключения лечебного учреждения

и осуществляется в общем порядке, установленном законодательством.

Приѐм в группу может проводиться в течение всего года при наличии

свободных мест. Дети с ОВЗ включаются в списочный состав

соответствующей возрастной группы.

2.3.Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями)

регулируются договором, заключаемым в установленном порядке.

2.4.При поступлении в детский сад ДОУ направляет ребѐнка с ОВЗ в случае

необходимости и с согласия родителей (законных представителей) на ПМПК

для получения заключения с рекомендациями по организации

адаптационных и интеграционных мероприятий, воспитания и обучения

ребѐнка с ОВЗ.

2.5.При наличии возможности в ДОУ рекомендуется выделение штатной

единицы – специалист сопровождения (тьютер), который в случае

необходимости, по заключению ПМПК, будет обеспечивать сопровождение

детей с ОВЗ. Сопровождение ребѐнка с ОВЗ может осуществлять родитель

(законный представитель).

2.6.На основе психолого-медико-педагогической диагностики ребѐнка с ОВЗ

проектируется его индивидуальный образовательный маршрут (далее –

ИОМ). ИОМ – это движение в образовательном пространстве, создаваемом

для ребѐнка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-

педагогического сопровождения в ДОУ. ИОМ включает индивидуальную

образовательную программу и индивидуальную программу включения

ребѐнка с ОВЗ в интеграционную среду ДОУ, который согласуется и

подписывается родителями ребѐнка. В ходе выполнения ИОМ подвергается

корректировке и дополнению.

2.7.Определяются условия и технология включения ребѐнка с ОВЗ в

функционирующую группу ДОУ (определяется дозирование времени

пребывания ребѐнка с ОВЗ в ДОУ, необходимость наличия специалиста

сопровождения ребѐнка с ОВЗ в ДОУ при интеграции в функционирующую

группу, составляется индивидуальный график посещения ребѐнком детского

сада, планируются адаптационные и интеграционные мероприятия). По мере

адаптации к условиям группы время пребывания ребѐнка с ОВЗ

увеличивается.

2.8.Содержание образовательного процесса в группе определяется основной

общеобразовательной программой ДОУ и индивидуальной образовательной

программой ребѐнка с ОВЗ, составляемой на основе типовых, специальных,

коррекционных, адаптированных или авторских программ с учѐтом

комплексной оценки ресурсов и дефицитов ребѐнка.

2.9.В рамках модели частичной интеграции оказание образовательных услуг

ребѐнку с ОВЗ осуществляется по режиму и расписанию возрастной группы.

В режим вносятся дополнения с указанием условий и регламента проведения

коррекционно-развивающих занятий специалистов с ребѐнком с ОВЗ. Режим

дня и недели может быть гибким. В расписании организованной

образовательной деятельности учитываются занятия (расписаны помещения,

время, специалисты), предусмотренные индивидуальной образовательной

программой ребѐнка с ОВЗ.

2.10.В случае невозможности полного усвоения программы из-за тяжести

физических и (или) психических нарушений, в соответствии с

рекомендациями ПМПК, в коррекционной работе делается акцент на

формирование у ребѐнка социальных и практически-ориентированных

навыков.

2.11. Технологии, методы, средства и формы работы с детьми с ОВЗ

определяются специалистами исходя из особенностей психофизического

развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья детей и

направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки.

2.12.Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающую работу в

соответствии с индивидуальной образовательной программой ребѐнка с ОВЗ,

осуществляет сопровождение ситуации включения с точки зрения

эмоционального благополучия всех воспитанников группы.

2.13.Дети с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей) при

необходимости могут быть направлены в течение года на ПМПК, либо на

консультации к специалистам необходимого профиля.

2.14.С участниками интеграционных процессов (педагогами, специалистами,

родителями ребѐнка с ОВЗ и родителями нормально развивающихся детей

группы, воспитанниками функционирующей группы) проводится работа,

направленная на взаимное приятие и сплочение всех участников

инклюзивного образовательного процесса, достижение социально значимых

результатов.

2.15.В процессе работы с ребѐнком с ОВЗ может быть осуществлена его

полная интеграция в группу общего развития с согласия родителей (законных

представителей) и на основании заключения ПМПК (или педагогов, врача,

специалистов).

2.16.ДОУ организует предметно-развивающую среду, обеспечивающую

разным детям доступ к развитию их возможностей.

2.17.Родители по мере необходимости участвуют в интеграционных

мероприятиях.

2.18.ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребѐнка с ОВЗ

методическую и консультативную помощь с целью повышения их

медицинской, психологической и педагогической компетентности,

способствует вовлечению родителей (законных представителей) в

образовательную, оздоровительную и интеграционную работу, формирует у

родителей (законных представителей) ответственность за развитие и

восстановление здоровья ребѐнка с ОВЗ.

2.19.ДОУ осуществляет промежуточную и итоговую диагностику развития

ребѐнка с ОВЗ, мониторинг их социальной адаптации, формы и сроки

которых установлены основной общеобразовательной программой ДОУ.

2.20.При выпуске из детского сада дети с ОВЗ направляются на ПМПК для

определения формы обучения в школе (общеобразовательной или

специальной коррекционной).

2.21.ДОУ должно взаимодействовать с ПМПК, учреждениями

здравоохранения, социальными партнѐрами (родительскими организациями,

общественными организациями, школой, учреждениями культуры и спорта и

др.), образовательными учреждениями и структурными подразделениями

дошкольных образовательных учреждений, ведущими работу по изучению

инклюзивной практики.

 

III. Финансовое обеспечение

3.1. Образовательные услуги детям с ОВЗ предоставляются бесплатно.

3.2. Платные образовательные услуги, предусмотренные Уставом

дошкольного образовательного учреждения, предоставляются детям с ОВЗ,

на общих основаниях в соответствии с законодательством РФ.

 

IV. Участники образовательного процесса

4.1. Участники образовательного процесса: педагогические работники,

родители и воспитанники.

4.2. Родители (законные представители) имеют право:

4.3. Воспитанник имеет право:

4.4. Педагогический работник имеет права, предусмотренные законом РФ

«Об образовании в РФ №273 -ФЗ».

V. Порядок управления

Заведующий ДОУ осуществляет общее руководство воспитанием и

обучением детей с ОВЗ, координирует деятельность коллектива детского

сада и специалистов системы здравоохранения на основании заключаемого

ежегодно договора, осуществляет систематический контроль эффективности

работы.