Положение о контрольной деятельности

Принято на                                                                                           Утверждено:

педагогическом совете                                              Заведующий МКДОУ «ДС №16»

МКДОУ "ДС № 16"                                             Дроздова Г.М.         ______________

Протокол от "   26 "       февраля      2015 г.

  3   

 

 ПОЛОЖЕНИЕ

о контрольной деятельности внутри

муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16»

 1. Общие положения

1.1.Настоящее положение разработано для муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16» (далее — Учреждение) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Примерным положением об инспекционно - контрольной деятельности в образовательных учреждениях, Уставом Учреждения и регламентирует содержание и порядок проведения контрольной деятельности в Учреждении.

1.2.Контрольная деятельность — главный источник информации для диагностики состояния образовательного и воспитательного процессов, основных результатов деятельности Учреждения.

Под контрольной деятельностью понимается проведение администрацией Учреждения и (или) специально созданной комиссией наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками Учреждения законодательных и других нормативно-правовых актов РФ, органов местного самоуправления, Учредителя, Учреждения в области общего и дошкольного образования.

1.3.Контрольная деятельность — это мотивированный стимулирующий процесс, который призван снять затруднения участников образовательного процесса и повысить его эффективность.

1.4. Должностные лица, занимающиеся контрольной деятельностью, руководствуются Конституцией РФ, законодательством в области образования, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства России, нормативными правовыми актами, изданными Минобразования России и Ставропольского края, органом управления образованием,  органами местного самоуправления, Учредителем, Уставом Учреждения, локальными актами Учреждения, Положением об инспекционно-контрольной деятельности в образовательных учреждениях, приказами о проведении инспекционных проверок, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, тарифно-квалификационными характеристиками.

1.5.Целями контрольной деятельности являются:

  • совершенствование деятельности Учреждения;
  • повышение профессионального мастерства и квалификации педагогических работников Учреждения;
    • улучшение качества образования.

1.6. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся руководителем Учреждения.

1.7.Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.

2. Основные задачи контрольной деятельности

2.1. Основными задачами контрольной деятельности являются:

  • контроль исполнения законодательства РФ, реализации принципов государственной политики в области дошкольного образования;
  • выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность Учреждения, принятие мер по их пресечению;
  • анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
  • защита прав и свобод участников образовательного процесса;
  • анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
  • изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;
  • совершенствование качества воспитания и образования воспитанников с одновременным повышением ответственности должностных лиц за конечный результат;
  • контроль реализации образовательных программ, соблюдения Устава и иных локальных актов Учреждения;
  • анализ результатов исполнения приказов по Учреждению;
  • анализ и прогнозирование тенденций развития образовательного процесса в Учреждении;
  • оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.

3. Функции контрольной деятельности

3.1. Заведующий, старший воспитатель, старшая медицинская сестра, педагогические и иные работники, назначенные приказом заведующего Учреждением, приказом Учредителя для контрольной деятельности, руководствуются системным подходом, который предполагает:

- постоянство контроля, его осуществление по заранее разработанным алгоритмам, структурным схемам;

-  охват всех направлений педагогической деятельности;

    - широкое привлечение членов педагогического коллектива;

    -серьезную теоретическую и методическую подготовку;

    -установление взаимосвязей и взаимодействия всех компонентов педагогического процесса;

    -комплексное использование форм и методов контрольной деятельности в зависимости от целевой установки, содержания педагогического процесса, квалификации педагогических работников, характера взаимоотношений в педагогическом коллективе;

    -соблюдение последовательности контроля.

3.2.Контрольная деятельность может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и проведения административных работ.

3.2.1.Контрольная деятельность в виде плановых проверок проходит в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.

3.2.2.Контрольная деятельность в виде оперативных проверок осуществляется для установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях родителей (законных представителей) или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

3.2.3.Контрольная деятельность в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья воспитанников, организация питания, выполнение режимных моментов, исполнительская дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).

3.2.4.Контрольная деятельность в виде административной работы осуществляется заведующим Учреждением для проверки качества воспитания и образования детей с одновременным повышением ответственности должностных лиц за конечный результат.

3.3.         Контрольная деятельность в МДОУ имеет несколько видов:

—  предварительная — предварительное знакомство;

— текущая — непосредственное наблюдение за педагогическим процессом;

  -    итоговая — изучение результатов работы МДОУ, педагогических работников за полугодие, учебный год.

3.4. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, инспектирование проводится в виде тематических (одно направление деятельности) или комплексных проверок (два и более направлений).

3.4.1.Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности Учреждения.

Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение новых образовательных технологий, форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.

Темы контроля определяются в соответствии с годовым планом работы Учреждения на основании проблемно-ориентированного анализа работы Учреждения по итогам предыдущего учебного года.

В ходе тематического контроля:

-   проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);

-   анализируются практическая деятельность педагогических работников, посещение занятий, другие мероприятия с детьми, родителями, режимные моменты, документация.

3.4.2.       Одной из форм тематического контроля является персональный контроль. В ходе персонального контроля проверяющий изучает:

-   уровень знаний педагога в области современных достижений психологической и педагогической науки, его профессиональное мастерство;

-   уровень овладения педагогом новыми образовательными технологиями, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;

-   результаты работы педагога и пути их достижения;

-   способы повышения профессиональной квалификации педагога.

3.4.3.       Одной из форм комплексного контроля является фронтальный контроль. Фронтальный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса. Фронтальный контроль предусматривает проверку в полном объеме педагогической работы в одной группе в течение нескольких дней. Эта форма контроля позволяет получить всестороннюю информацию о выполнении программы воспитания в целом, дает материалы для глубокого педагогического анализа, выводов и помогает определить дальнейшие направления в работе.

4. Организация управления контрольной деятельностью

4.1.Контрольную деятельность в учреждении осуществляют заведующий, старший воспитатель, старшая медицинская сестра, педагогические и иные работники, назначенные заведующим приказом по делегированию полномочий контроля.

4.2.Система контроля, контрольная деятельность является составной частью годового плана работы Учреждения.

4.3.Заведующий, не позднее чем за 2 недели, издает приказ о сроках и теме предстоящего контроля, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, назначает ответственного, доводит до сведения проверяемых и проверяющих план-задание предстоящего контроля.

4.4.План-задание предстоящего контроля составляется старшим воспитателем. План-задание определяет вопросы конкретной проверки и должен обеспечить достоверность и сравнимость результатов контроля для подготовки итогового документа.

4.5.Периодичность и виды контрольной деятельности определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел и результатах педагогической деятельности. Нормирование и тематика проверок находятся в исключительной компетенции заведующего Учреждением.

4.6.Основания для контрольной деятельности:

-   заявление педагогического работника на аттестацию;

-   план-график контроля;

-   задание руководства Учредителя — проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;

-   обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования — оперативный контроль.

4.7.Продолжительность тематических или комплексных (фронтальных) проверок не должна превышать 5—10 дней, с посещением не более 5 занятий, исследованием режимных моментов и других мероприятий.

4.8.План-график контроля в Учреждении разрабатывается с учетом плана-графика контроля Учредителя и доводится до сведения работников в начале нового учебного года.

4.9.Проверяющие имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля.

4.11.4.10.          При обнаружении в ходе контрольной деятельности нарушений законодательства РФ в области образования о них сообщается заведующему Учреждением.

4.12.При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения, если в месячном плане указаны сроки контроля.

4.13.При проведении оперативных (экстренных) проверок педагогические и другие работники могут не предупреждаться заранее.

Экстренным случаем считается письменная жалоба родителей (законных представителей) на нарушение прав воспитанника, законодательства об образовании, а также случаи грубого нарушения законодательства РФ, трудовой дисциплины работниками Учреждения.

4.13.Результаты контрольной деятельности оформляются в виде:

  -аналитической справки;

 -  справки о результатах контроля;

     - доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу и др. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и при необходимости предложения.

4.14.Информация о результатах контрольной деятельности доводится до работников Учреждения в течение 7 дней с момента завершения проверки.

4.15.Проверяющие и проверяемые после ознакомления с результатами контрольной деятельности должны поставить подписи под итоговыми документами. При этом проверяемые имеют право сделать запись о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам. Если нет возможности получить подпись проверяемого, запись об этом делает председатель комиссии, осуществляющий проверку, или заведующий Учреждением.

4.16.По итогам контроля, зависимости от его формы, целей, задач, а также с учетом реального положения дел:

-  проводятся заседания Совета педагогов, производственные заседания, рабочие совещания с педагогическим составом;

- сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел Учреждения;

-  результаты контроля могут учитываться при аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения аттестационной комиссии.

4.17.Заведующий Учреждением по результатам контроля принимает следующие решения:

      -об издании соответствующего приказа;

      -об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом;

-    о повторном контроле с привлечением определенных специалистов (экспертов);

-    о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, педагогических и других работников;

- о поощрении работников и др.

4.18. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях родителей, а также в обращении и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.

5. Права участников контрольной деятельности

5.1. При осуществлении контрольной деятельности проверяющий имеет право:

-   знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями педагогического работника, аналитическими материалами педагога;

    -  изучать практическую деятельность педагогических работников через посещение и анализ занятий, других мероприятий с детьми, наблюдение режимных моментов;

-   проводить экспертизу педагогической деятельности;

    -  проводить мониторинг образовательного процесса с после дующим анализом полученной информации;

-   организовывать социологические, психологические, педагогические исследования;

-  делать выводы и принимать управленческие решения.

5.2. Проверяемый педагогический работник имеет право:

-   знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

-   знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

     -своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями проверяющих;

      -обратиться в конфликтную комиссию профсоюзного комитета Учреждения или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.

6. Взаимосвязи с другими органами самоуправления

6.1.Результаты контрольной деятельности могут быть представлены на рассмотрение и обсуждение в органы самоуправления Учреждения: педагогический совет, Общее собрание, Родительский комитет.

6.2.Органы самоуправления Учреждения могут выйти с предложением к заведующему о проведении контрольной деятельности по возникшим вопросам.

7. Ответственность

7.1. Члены комиссии, занимающейся контрольной деятельностью в Учреждении, несут ответственность за достоверность излагаемых фактов, представляемых в справках по итогам контроля.

 

8. Делопроизводство

8.1.Справка по результатам контроля должна содержать в себе следующие разделы:

  • вид контроля;
  • форма контроля;
  • тема проверки;
  • цель проверки;
  • сроки проверки;
  • состав комиссии;
  • результаты проверки (перечень проверенных мероприятий,
    документации и пр.);
  • положительный опыт;
  • недостатки;
  • выводы;
  • предложения и рекомендации;
  • подписи членов комиссии;
  • подписи проверяемых.

8.2.         По результатам контроля (если справка заслушивается не на педагогическом совете, а на педчасах, оперативных совещаниях и других мероприятиях) заведующий Учреждением издает

приказ, в котором указываются:

  • вид контроля;
  • форма контроля;
  • тема проверки;
  • цель проверки;
  • сроки проверки;
  • состав комиссии;
  • результаты проверки;
  • решение по результатам проверки;
  • назначаются ответственные лица по исполнению решения;
  • указываются сроки устранения недостатков;
  • указываются сроки проведения повторного контроля;
  • поощрение и наказание работников по результатам контроля.

8.3.По результатам оперативного контроля проводится собеседование с проверяемым, при необходимости — готовится сообщение о состоянии дел на административное совещание, педагогический совет, Общее собрание.