Положение о логопункте

Принято на

педагогическом совете

МКДОУ "ДС №16"

Протокол от "  24  " апреля    2015 г.

  4_

 ПОЛОЖЕНИЕ

о логопедическом пункте

муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16»

 1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует порядок работы логопедического пункта в муниципальном дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ).

1.2. Логопедический пункт является структурным подразделением ДОУ.

1.3.Логопедический пункт открывается при наличии соответствующих нормативно-правовых, материально-технических, программно-методических и кадровых условий.

1.4.Для организации деятельности логопедического пункта в штатное расписание ДОУ вводится должность учителя-логопеда (из расчета, не более 25 детей с нарушениями речи, в возрасте 4,5 - 7 лет на одну ставку).

Цель деятельности логопедического пункта: раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

осуществление диагностики речевого развития детей;

определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально личностных особенностей детей;

взаимодействие с психолого-медико-педагогическими комиссиями;

организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;

распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия. Направления деятельности:

диагностическое;

коррекционно-развивающее (создание условий для эффективной коррекции и компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста с учетом их ведущего вида деятельности);

информационно-методическое;

оказание консультативной помощи педагогам и родителям;

организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса;

организация и систематизация методического фонда логопедического пункта в соответствии с требованиями к его оснащению сбор информации о деятельности логопедического пункта и её анализ.

1.5. Общее руководство и ответственность за деятельностью учителя-логопеда несет заведующая ДОУ.

 2. Организация логопедической работы

 2.1. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения. Преимуществом при зачислении на логопедический пункт пользуются дети, недостатки речи, которых препятствуют успешному усвоению образовательных программ ДОУ или вызывают появление вторичных нарушений социального характера.

2.2.      Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6 лет, остальные дети обследуются в течение года.

2.3. Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные группы или учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложной речевой патологией, учитель-логопед не несет ответственности за полное устранение дефекта.

2.4.   Количество детей, занимающихся одновременно на логопедическом пункте, должно составлять: 20 детей в течение года. При соблюдении санитарно-гигиенических условий (наличие отдельного входа, справки о здоровье ребенка) возможно оказание логопедической помощи детям, не посещающим ДОУ, но проживающим в данной местности.

2.5.       Обследование детей на логопедическом пункте осуществляется с 15 по 30 мая и с 1 по 15 сентября, а также в течение года по необходимости.

Данные об обследованных на логопедическом пункте детях вносятся учителем-логопедом в журнал регистрации.

2.6. На каждого ребенка, зачисленного на логопедический пункт, заполняется речевая карта.

2.7. Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные и групповые занятия. Количество и продолжительность занятий зависят от возрастных особенностей ребенка (от 20 до 25 минут не менее 2-3 раз в неделю с каждым ребенком). Темы групповых и индивидуальных занятий с детьми отражаются в календарно-тематических планах; учет посещаемости детей - в журнале учета проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий.

2.8. Периодичность и продолжительность занятий зависят от режима работы дошкольного образовательного учреждения, а также от степени тяжести речевого нарушения.

Индивидуальные занятия с детьми по коррекции нарушений звукопроизношения целесообразно проводить не менее 3-х раз в неделю.

Срок коррекционной работы на логопедическом пункте с диагнозом «фонетическое недоразвитие речи» — до 6 месяцев, с диагнозом «фонетико-фонематические нарушения речи» — до 1 года.

2.9.       Выпуск детей осуществляется в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

2.10.     В случаях длительного отсутствия положительной динамики родителям ребёнка (законным представителям) может быть рекомендовано обратиться в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом и другими) или в психолого-мсдико-педагогическую комиссию для уточнения диагноза.

2.11.      Ответственность за посещение детьми, занятий на логопедическом пункте несет учитель-логопед.

2.12.     Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы — 20 на одну ставку). График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей, как в первую, так и во вторую половину дня.

2.13.     Распределение рабочего времени учителя-логопеда осуществляется следующим образом: 75 процентов — работа с детьми, 15 процентов — консультативно-методическая работа, 10 процентов — работа с документацией.

 3. Оборудование логопедического кабинета

 3.1. Для логопедического пункта выделяется отдельный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам.

3.2. В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование:

столы по количеству детей, занимающихся в одной подгруппе;

шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы;

настенное зеркало 50x100 сантиметров для индивидуальной работы над звукопроизношением, которое должно находиться возле окна со специальным освещением;

зеркала 9x12 сантиметров по количеству детей, занимающихся одновременно коррекцией произношения на подгрупповом занятии;

стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула — для ребенка и для учителя-логопеда; набор логопедических зондов, шпатели, этиловый спирт для обработки, вата;

технические средства обучения;

настенная касса букв, классная доска;

наглядный материал, используемый при обследовании речи детей, размещенный в отдельном ящике или конвертах;

наглядный материал по развитию речи, систематизированный и сложенный в специальные ящики;

учебные пособия в виде карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением;

различные речевые игры;

методическая литература;

полотенце, мыло и бумажные салфетки;

умывальная раковина.

3.3. На логопедическом пункте ведется следующая документация: журнал регистрации;

журнал учета проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий;

журнал речевого обследования детей; речевые карты;

годовой план деятельности учителя-логопеда;

календарно - тематические  планы индивидуальных и подгрупповых занятий;

индивидуальные рабочие тетради для детей со сложной речевой патологией;

тетрадь взаимосвязи логопеда со специалистами ДОУ; аналитическая справка по результатам деятельности за год; расписание занятий и циклограмма использования рабочего времени; паспорт логопедического кабинета.